В контексте глобализации образовательного пространства опыт европейских стран в высшей школе является чрезвычайно актуальным. Среди основных задач, которые стоят перед украинским образованием, ознакомить с инновационными идеями передовых университетов и реализовать их в нашей стране.

В рамках стажировки "ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПІТА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ" была возможность посетить высшие учебные заведения Чехии и Словакии, а именно: Университет Томаша Бати (г. Злин), Университет Яна Евангелиста Пуркине (г. Усти-над-Лабем), университет DTI (г. Дубница-над-Вагом), Среднеевропейский университет (г. Кошице). Охарактеризуем и остановимся на основных аспектах деятельности этих учебных заведений.

Высшее образование Чехии и Словакии бесплатное, даже для иностранцев, при условии знания соответственно чешского и словацкого языка. Подготовка бакалавра осуществляется за 3 года, магистра 2 года. Направленность обучения достаточно узкая, только необходимые предметы, особенно в частных заведениях. За неделю у студента от 3 до 7 занятий, єто дает возможность в свободное время работать. Интересно, что от студента не требуется большого объема выпускной работы по окончанию. Содержание бакалаврской работы до 40 страниц, без практической части, только теория, магистерская около 60, но две трети – собственное исследование.

Университеты участвуют в программе мобильности Erasmus+, по условиям которой осуществляется обмен студентами и преподавателями. Участие в таких конкурсах дает возможность учреждениям усовершенствовать навыки управления международными проектами, улучшить организационный потенциал, открыть новые горизонты для интернационализации высшего образования как на организационном, так и на индивидуальном уровнях для своего заведения и студентов, преподавателей и работников, модернизировать образовательные программы, ввести новые методики преподавания и обучения, ввести дисциплины на английском и других иностранных языках, усовершенствовать управление заведением для улучшения качества высшего образования и активизации сотрудничества с партнерами со всего мира.

За неуспеваемость и не посещение занятий студентов отчисляют. На первом году обучения этот процент может достигать 60% на отдельных специальностях, где конкурс не очень высокий. И наоборот, где есть большой конкурс на место, дети достаточно мотивированы и почти не покидают обучения.

Много внимания уделяется дуальному образованию. При каждом факультете есть исследовательский центр, где студенты проходят практику и выполняют лабораторные работы. По окончанию университет заинтересован, чтобы специалисты оставались в университете работать, заведение предоставляет офисы и обеспечивает лабораториями. В университетах, где осуществляется подготовка специалистов по дошкольному образованию, есть детский сад, куда приводят детей преподаватели и студенты этого заведения, а будущие педагоги дошкольного образования проходят там практику.

Дистанционные технологии являются обязательной частью учебного процесса. Все лекции и материалы студент может найти в локальной сети университета.

Студентам обеспечены достойные условия для обучения. Хорошо оборудованные, теплые и удобные аудитории. В холле расположены компьютеры для бесплатного доступа всех желающих и автоматизированные копировальные машины, где можно самостоятельно распечатать материал за небольшие деньги. На территории университетов есть столовые и комфортабельные общежития за умеренную цену.

Стажировки за рубежом – это прекрасная возможность окунуться в новую образовательную среду, изучить много интересного и наполниться энергией для продвижения отечественного образования в европейском направлении.